26 Сентябрь 2017
Последние Новости

ПЛАН работы Клуба прикладного творчества «Лавка Чудес».

Пояснительная записка

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В.А.Сухомлинский).

Программа рассчитана на детей 6-12 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу (всего 36 часов в год). Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач. Длительность одного индивидуального занятия: 30 минут

Актуальность:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

— желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

— желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок , теста, пластилина и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение.Воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Цель программы:

Формирование и развитие творческой личности детей на основе постижения ими декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. 1. Познакомить и научить детей основным приемам работы с природным иатериалом.
  2. Формировать знания, умения, навыки в работе с бумагой, тканью, фетром и т.д.
  3. Стимулировать познавательную и творческую активность детей в изготовлении мягкой игрушки и народной куклы.
  4. Углубить и расширить знания в области декоративно-прикладного творчества.

 Развивающие:

  1. Формировать и развивать самосознание; стремление к самопознанию, самовыражению, самоутверждению.
  2. Развивать коммуникативные способности.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Создать сплоченный коллектив с доброжелательным климатом.

Воспитательные:

  1. Через изделия декоративно-прикладного творчества воспитывать в детях любовь к своей стране, родному краю, природе.
  2. Воспитывать у детей ценностное отношение к труду, человеку, жизни.
  3. Прививать интерес и уважение к истории и традициям своего народа.
  4. Способствовать развитию волевых качеств и профессиональному самоопределению.

Направления работы:

  1. Развитие творческих способностей.
  2. Художественно-эстетическое развитие.
  3. Познавательное развитие.

Содержание работы:

  1. От простого к сложному.
  2. Системность работ.
  3. Принцип тематических циклов.
  4. Индивидуального подхода.

Начиная работу по обучению детей создать  поделки  из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении детей с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры.

Методы и приемы обучения:

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап — знакомство со свойствами материалов.

2 этап — обучение приемам изготовления.

3 этап — изготовление поделок.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер — классы, анкетирование, родительские встречи, семинары — практикумы.

Формы подведения итогов

 Реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада и школы,  района, округа.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Перспективное планирование работы

 

№ п/п Разделы, темы программы Всего часов Из них
Теории Практики
1. Вводное занятие 1 30 мин 30 мин
2. Работа с природным материалом 3 1 2
 3. Композиция из листьев, цветов, косточек, семян, соломы 4 1 3
4. Работа с нитками и веревками, тканью 4 30 мин 3,5
5. Работа с бумагой 4 30 мин 3,5
6. Работа с фетром 4 1 3
7. Работа с цветным картоном и   упаковочная бумага 4 30 мин 3,5
8. Работа с природным материалом 4 30 мин 3,5
9. Поделки из глины, теста,  пластилина – лепка 4 1 3
10. Поделки из яичной скорлупы 4 30 мин 3,5
ИТОГО 36ч. 7 ч 29 ч

Сентябрь

  1. Вводное занятие

2.Экскурсия в  парковую зону

  1. Работа с природным материалом

Октябрь

  1. 1. Заготовка природного материалов

2.Звери Птицы Рыбы ( из листочков)

3.Композиция из листьев, цветов, косточек, семян, соломы

4.Портрет Осени

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца.

Познакомить детей с разнообразным природным материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить.

Материал: шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена

Ноябрь

Создание коллекции “Ткани”

1.«Преобрази кусочек ткани»,

  1. Аппликация из веревки «жар-птица»,
  2. «Овощи и фрукты»,
  3. «Цветы в корзине»

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность

Материал: ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка

Декабрь

«Мастерская Деда Мороза»

изготовление новогодних игрушек

«Снежинки Цепочки Елочки, «Цветы»

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); научить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию

Материал: бумага, клей, ножницы, конфетные обертки, коробка из-под конфет

Январь   

1.«Снежки»

2.«Гусеница»

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок фетр и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду), бывает разного цвета и толщины, закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка фетра в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда

Материал: фетр, ножницы, шнурки, маркеры

Февраль

1.Аппликация “Поздравляем папу”.

2 -3. «Совунья» (работа с крупой)

  1. «Часики» из одноразовой посуды

Продолжать учить детей делать поделки из разнообразного бросового материала используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество

Материал: цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы,  вата, песок, крупа, еловые шишки

Март

1-2.Чудесное превращение перчаток —  Баба Яга,

  1. Собачка (квиллинг)
  2. Поделки из ракушек

Продолжать учить детей делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы конструирования: деление на части, соединение, скрепление, дополнение; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук

Продолжать учить детей видеть не обычное в обычных предметах; умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию

Материал: Палочки, скорлупа грецких орехов, ткань, клей, перчатки

Апрель — май

Сказку сделаем из глины, теста,  пластилина – лепка

1.Лошадка из бумаги

2.Лепим из фольги – фигурки животных.

  1. Смешарики из пластилина.
  2. Посуда из глины.
  3. Поделки из теста.

Познакомить с особенностями лепки из разных материалов, формирование творческого отношения к окружающему, развитие мелкой моторики рук, воспитывать художественный вкус.

 Май

1-2. Аппликация из яичной скорлупы:  «по-щучьему веленью», «заюшкина избушка», «одуванчики» — коллективные работы

Развитие фантазии, творчества, развитие мелкой моторики рук. Выставка работ.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

 Знать:

  1. Цели и задачи объединения;
  2. Правила поведения на занятиях;
  3. Общие сведения о природном материале;
  4. Историю вышивки, материалы и инструменты;
  5. Историю возникновения мягкой игрушки;
  6. Материалы и инструменты для мягких игрушек;
  7. Виды швов;
  8. Правила техники безопасности при работе с красками, кистями, карандашами, иглами, ножницами, бисером, клеем.

Уметь:

  1. Приемы работы с различными материалами.
  2. Определять последовательность выполнения работы.
  3. Самостоятельно провести анализ поделки.
  4. Использовать свои конструктивные решения в процессе работы.
  5. Выполнять работу по замыслу.
  6. Выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  7. Готовить, оформлять и демонстрировать творческие работы на выставках.

Материал для работы с детьми:

  1. Бумага (писчая, цветная, папиросная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои), картон (однослойный и многослойный).
  2. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
  3. Фломастеры, маркеры, карандаши.
  4. Бутылочки и баночки от: шампуня, крема, витамин, минеральной воды, соков, йогурта.
  5. Коробки от: конфет, зубной пасты, духов, кремов, спичечные коробки.
  6. Нитки (простые, шерстяные, капроновые), пуговицы, ткань, веревочки разной толщины.
  7. Пробки от бутылок, проволока, упаковки от: тортов, киндер – сюрпризов.
  8. Скорлупа от: грецких, кедровых орехов, фисташек, яиц.
  9. Семечки, крупа, макаронные изделия.

10.Вата, обертки от конфет и шоколада, цветные иллюстрации.

  1. Клей, пластилин, скотч, тесто.

Инструменты для работы:

Ножницы, линейка, шило, игла, наждачная бумага, канцелярский нож.

 Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами:

  1. Работай за своим рабочим местом.

2.Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.

3.Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.

  1. Нельзя брать в рот мелкие детали.
  2. При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
  3. При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
  4. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
  5. Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
  6. При работе не держи ножницы концами вверх.
  7. При вырезании детали поворачивай бумагу.
  8. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  9. Береги инструменты, экономь материалы.
  10. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Учебно-методическое обеспечение:

Фотоаппарат, диски с записями классической и русской народной музыки, диски с познавательной информацией, фотоальбомы, книги, наборы открыток, коллекции

ЛИТЕРАТУРА.

Для педагога: / Для обучающихся:

 

1.Агапова И., Давыдова М. Аппликация. Москва, 2008 г.

2.Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из природных материалов. Москва, 2006 г.

3.Андронова Л. А. Лоскутная мозаика. Москва, 1993 г

  1. Анистратова А. А., Гришина Н. И.Поделки из кусочков бумаги. ООО «Издательство Оникс», 2009 г.
  2. Анистратова А. А., Гришина Н. И.Поделки из соленого теста. ООО «Издательство Оникс», 2009
  3. Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания. Москва, 1998 г.
  4. Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Москва, 2007 года.

8.Бычкова Т.Л. Развитие навыков прикладного творчества у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Волкова Н. В. 100 замечательных поделок из всякой всячины. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
  2. Высоцкая Е. В., Куликович Л. Н. Подарки своими руками. Минск, 2004 г.
  3. Городкова Т. В. Нагибина М. И. Мягкие игрушки — мультяшки и зверюшки. Ярославль, 2001